«Эпилепсия и расстройства развития». Осин Е.К.


info@1med.tv
Звонок по России бесплатный 8-800-1001-786

Эпилепсия и расстройства развития

«Эпилепсия и расстройства развития». Осин Е.К.

О том, как грамотно диагностировать и назначать лечение при сосуществовании неврологических заболеваний и психиатрических нарушений, расскажет врач-психиатр клиники DocDeti, DocMed.

Невролог и психиатр: вместе или раздельно?

У людей с самыми разными неврологическими расстройствами встречаемость психиатрических расстройств заметно выше.

Для хорошей практики ориентироваться в этом необходимо: зачастую качество жизни пациентов страдает не только от тех неврологических проблем, с которыми они обратились к врачу, а еще и от психиатрических сложностей.

Подчас психиатрические сложности могут доставлять гораздо больше беспокойств.

Что поможет сосуществовать и практиковать вместе врачам-психиатрам и врачам-неврологам? Это довольно сложная тема: много говорится про командную работу, совместную практику, но даже в очень благоприятных условиях часто такое сотрудничество затруднено по разным причинам:

  • недоступность психиатров,
  • проблемы коммуникации,
  • организационные сложности.

Когда сотрудничество психиатров и неврологов удается, выигрывают все: и врачи обеих областей, и пациенты. Врачи делятся общими взглядами, договариваются об общих стратегиях, оптимизируют лечение и качество жизни.

Улучшение качества жизни пациентов растет, хотя они остаются людьми с психиатрическими диагнозами и неврологическими диагнозами.

Почему, разговаривая о неврологии, надо поднимать тему психиатрии?

Клинический случай

Молодой человек 17 лет.

В возрасте 1,5 месяца был эпизод клинической смерти.

В возрасте 15 лет диагностирована фокальная эпилепсия (без установленной природы).

С раннего возраста наблюдается отставание в моторном развитии и задержка речевого развития, своеобразие реагирования (нет интереса к сверстникам, своеобразные игры с неигровыми предметами, застывания, «манежный бег»), при этом медленная положительная динамика (прибавление навыков).

Два эпизода зацикливаний в течение жизни – настойчиво просил родителей каким-то образом разубедить, что с ним что-то происходило, не испортил ли он чего-то, не сделал ли он что-то плохого.

При осмотре:

  • речь с напором, сбивчивая, монологом, с цитатами;
  • ограниченный словарный запас, ограниченный эмоциональный и мимический репертуар;
  • часто ответы невпопад, вне контекста вопроса; иногда он повторяет тот вопрос, который ему задали, сложно получить сведения.

Был поставлен диагноз «последствия органического поражения центральной нервной системы».

В современной психиатрии такими диагнозами не пользуются: у них есть масса сложностей и проблем, но самая главная проблема состоит в том, что диагноз не объясняет, что с этим человеком происходит в данный момент и как ему помогать.

Ставим диагноз. Какой?

Как у этого молодого человека может звучать диагноз в соответствии с современными представлениями о том, как надо диагностировать психическое расстройство?

В его поведении выделяется несколько разных феноменов.

Во-первых, в этой истории угадывается картина расстройства аутистического спектра, для которого характерны социально-коммуникативные нарушения и стереотипное своеобразие деятельности. Это происходило в процессе развития и наблюдается в настоящее время.

Во-вторых, ему правильно диагностировать интеллектуальную недостаточность легкой степени. То, что раньше называлось умственной отсталостью, сейчас называется интеллектуальной недостаточностью.

Скорость развития этого молодого человека невысока, о чем можно узнать, задавая родителям вопросы про развитие их и ребёнка, его учебу. Ему тяжело, сложно усваивать школьную программу, его уровень освоения соответствует четвертому-шестому классу.

В-третьих, те феномены, когда он навязчиво просил разубеждения, — это феномены, которые относятся к обсессивно-компульсивному расстройству, одному из психических расстройств, которое состоит из навязчивостей, или обсессий, (мысли, идеи, воспоминания) и компульсии (ритуалов, с помощью которых человекпытается избавляться от этих обсессий и навязчивостей).

Кроме этого, более внимательное изучение истории этого пациента позволило диагностировать синдром дефицита внимания и гиперактивности — нарушение активности внимания.

Вот таким образом может быть сформулирован диагноз для человека, у которого еще есть эпилепсия. У пациента особенная история развития, и эпилепсия будет еще одной строчкой такого громоздкого диагноза.

Такой диагноз сложно записать, его сложно донести родителям, обсудить. Сказать, что это органическое поражение центральной нервной системы, как будто удобнее. Но от такого объемного диагноза в современной психиатрии можно отталкиваться в построении программ помощи.

Важно! Когда диагноз сформулирован таким образом, можно давать очень четкие, конкретные рекомендации, в котором будет сформулирована помощь для каждого типа дефицитов, для каждого диагноза, с которым этот пациент столкнулся.

Назначаем лечение. Какое?

Иногда протоколы и рекомендации по лечению выглядят довольно громоздкими. Это связано с тем, что врач видит сразу несколько сложностей и собственно вещей, которые надо лечить. Этому молодому человеку будет рекомендовано:

  • поведенческая терапия, чтобы развивать его социальность, учить его диалогу;
  • помощь в обучении, освоении школьной программы;
  • помощь в профориентации;
  • решение вопроса дееспособности. Возможно, потребуется оформлять ограничение дееспособности, потому что с его интеллектом он может стать мишенью для тех, кто захочет этим воспользоваться;
  • вероятно увеличение лекарственных препаратов, если вернутся симптомы обсессивно-компульсивного расстройства,
  • лечение антидепрессантами,
  • обучение семьи, как поступать с этой симптоматикой, потому что молодой человек вовлекает семью в эти ритуалы,
  • препараты для коррекции проблем внимания, поскольку они, возможно, также вмешиваются в жизнь человека в обучении.

В современной психиатрии стараются описывать как можно подробнее все сложности, с которыми сталкивается тот или иной человек.

Важно! Это не значит, что отвергается эпилепсия или влияние органических факторов.

Это значит, что в постановке диагноза, в построении планов терапии следует отталкиваться от того, что с этим человеком происходит здесь и сейчас.

Нужно стараться пациенту ставить не один диагноз, а описывать все дефициты, записывая такие громоздкие диагнозы, формулируя довольно громоздкие планы помощи.

Это происходит, потому что врачи видят огромную совместную встречаемость, коморбидность самых разных неврологических и психиатрических расстройств друг с другом.

В видеолекции эксперт клиники DocDeti, DocMed подробно рассматривает эпилепсию, коморбидность неврологических и психиатрических нарушений, представляет еще один клинический случай для разбора диагностики и лечения коморбидных пациентов.

Для оставления комментариев Вам необходимо авторизоваться