Юридические аспекты медицинской помощи пациентам с заболеваниями аноректальной области и колоректальной хирургии обсудили Артём Владимирович Зуев, медицинский юрист, организатор здравоохранения, медицинский аналитик, руководитель экспертно-юридической группы МЕДИКА ПРУФ, генеральный директор ООО «Инмедтех Групп» и Михаил Юрьевич Черепенин, к.м.н., врач-хирург, врач-колопроктолог, главный врач, руководитель клиники лазерной хирургии Медицинского центра Е. Малышевой.
Эксперты разобрали самые частые статьи, применяемые к врачам, важность информированного добровольного согласия, юридический статус клинических рекомендаций, а также статистику исков пациентов.
На сегодняшний день врач должен задаваться юридическими вопросами, потому что часто стали тревожить надзорные органы, “профессиональные жалобщики”.
Гражданскую ответственность несет медицинская организация, где работает работник. Персональная ответственность врача, в первую очередь, уголовная - 200-300 врачей осуждается в год.
Есть много дел, где на скамье подсудимых находится несколько врачей одновременно, но они не рассматриваются как группа, а рассматриваются как друг за другом идущие, условно:
Ранее декриминализировали в медицине ст. 238 УК РФ по оказанию услуг не отвечающих требованиям безопасности. Это первый в истории юриспруденции случай, когда декриминализировано не само деяние в области группы лиц, а квалификация по этой статье. То есть само деяние остается, просто надо квалифицировать его по другим статьям.
Еще 7 лет назад, когда только эксперт начинал активно работать в социальной сфере, в средствах массовой информации они говорили, что 238 статья является умышленной. Как можно представить себе и обосновать умышленное оказание врачом услуг не отвечающих требованиям безопасности? Тогда говорили, что с юридической точки зрения это нонсенс.
В 80% случаев применяются классические статьи УК РФ:
118 - причинение тяжкого вреда по неосторожности
109 - причинение смерти по неосторожности.
Это те статьи, под которыми “ходят” врачи и их не декриминализировали.
На сегодняшний день в связи с декриминализацией 238 статьи, все дела по 238 статье, по которым уже были приняты решения, переведены в 109 статью и врачи все равно остались осуждены просто по другой статье. Отличается только срок.
Важно! Статьи 118 и 109 относятся к статьям легкой степени тяжести. По медицинской сфере с первого раза попасть в тюрьму - маловероятно.
Со второго раза уже возможно, с первого раза- это надо иметь большое желание - очень сильно занозить правоохранительную систему, чтобы они по этой статье именно дали срок. Обычно это условный срок, как правило, там, или вообще там могут быть другие виды наказания.
А 238 статья - тяжкая статья - от 7 до 10 лет колонии.
Действующий врач должен провести полноценный прием - это аксиома.
Нужно это правильно оформить: не просто сказать, что у него условно геморрой или парапрактика. Необходимо:
После этого поставить диагноз и после того, как документ готов, дать его подписать. Потому что согласно 303-ФЗ пациент должен быть ознакомлен с обследованием и лечением.
На приеме должны быть 2 подписи — врача и пациента. Если нет подписи пациента, то это уже проблема в определенных моментах при разборе.
При работе в платной медицине должно быть согласие на то, что пациент оплачивает эту услугу, т.е. он должен понимать, что эта услуга платная и тоже должен поставить подпись.
Если на приеме решили что-то сделать, то нужно подписать согласие на медицинское вмешательство.
Информированное добровольное согласие это принципа приоритета прав пациента - никакое медицинское вмешательство без согласие пациента не может быть начато.
На сегодня в судах принимают это, но эксперт пока не видел каких-то серьезных проблем: больница платит какие-то небольшие деньги, если не нашли никаких дефектов в суде, но только ИДС не подписан. Этого достаточно, чтобы уже на основании этого пациенту назначить какую-то компенсацию морального вреда.
Но это чисто юридическая вещь, здесь ничего медицинского нет, даже не надо проводить судмедэкспертизу.
Клинические рекомендации стали обязательными не с января 2025 года, как все думают, а с 2017 года, когда их ввели в ст. 37 ФЗ 323-ФЗ. Именно в соответствии с клиническими рекомендациями, проводятся все судмедэкспертизы в судах: в уголовных и гражданских.
С 2017 года правоохранители приняли решение о создании своих следственных отделов по расследованию трагедийных преступлений, когда появилась юридическая основа для расследования уголовных дел. Проблема возникла в том, что клинические рекомендации необходимо было сперва ввести, пропилотировать и потом только их определить в закон. Но у нас решили по-другому: сперва сделали в законе, а потом стали вводить клинические рекомендации.
Т.е. врач может следовать или не следовать клиническим рекомендациям, но если его клинический случай попадет в зону надзорных органов, по разным причинам, то он будет оцениваться с точки зрения алгоритма клинических рекомендаций.
Важно! Верховный суд еще середине 2024 года вынес очень конкретное решение, что он считает клинические рекомендации обязательными к применению в медицинской области.
Минздрав потом несколько писем написал, они ввели клинические рекомендации с января, но при этом пишут, что они необязательные.
Важно! Мнение юристов - клинические рекомендации обязательны к соблюдению!
Более подробно о других аспектах юридической безопасности врача смотрите в видеолекции экспертов.