Эозинофильный и лимфоцитарный эзофагит
НПК «Доказательная гастроэнтерология: pro et contra»
Дата: 29.05.2024
Участники: Валерия Кайбышева, Александр Тертычный
Эозинофильный эзофагит ‒ болезнь известная, многие знакомы с этой нозологией. Но, поскольку заболевание новое, появляются все новые данные у нас.
Об эозинофильном эзофагите рассказала гастроэнтеролог, эксперт НИЛ хирургической гастроэнтерологии и эндоскопии РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Эозинофильный эзофагит: увидеть и распознать
На слайде справа представлена слизистая оболочка пищевода при большом увеличении. Ярко окрашенные красные клетки ‒ это как раз эозинофилы, которые очень хорошо окрашиваются гематоксилином и эозином в ярко-красный цвет.
Видна выраженная эозинофильная инфильтрация. В пищеводе в норме эозинофилов быть вообще не должно или они должны быть единичные — один-два эозинофила.
Критерием установления диагноза служат более 15 эозинофилов в поле зрения микроскопа высокого разрешения.
С течением заболевания в субэпителиальном и подслизистом слое развивается фиброз, который в основном и обусловливает клинические проявления —дисфагию, эпизоды вклинения пищи в пищевод.
Распознать пациента с эозинофильным эзофагитом можно благодаря двум ключевым моментам:
- скорее всего, пациент ‒молодой человек, потому что мужчины болеют в несколько раз чаще. Вроде бы цветущий молодой мужчина будет жаловаться врачу, что у него периодически что-то застревает в пищеводе. Он не может это проглотить или извлечь никакими приемами из пищевода: ни рвотой, ни запиванием водой, ни прыжками на месте. Приходится ехать в экстренное эндоскопическое отделение для того, чтобы извлечь этот пищевой комок;
- согласно данным зарубежных публикаций, у больных с подобными острыми эпизодами вклинения пищи в пищевод эозинофильный эзофагит по результатам биопсии будет диагностироваться более чем в 50% случаев.
Поэтому врач должен быть внимательным: если есть молодой мужчина с непонятной дисфагией, следует провести множественную биопсию из пищевода.
Чем опасно это заболевание?
Молодые парни обычно не впечатляются: вытащили им кусочек, и они пошли дальше заниматься своими делами.
Их ничего особо не беспокоит: кроме того, что они вынуждены более обильно пережевывать еду, запивать ее водой, в целом они живут и чувствуют себя нормально.
Но ситуация опасна тем, что хроническое воспаление, которое есть в слизистой оболочке пищевода, с течением времени неизбежно активизирует процессы фиброзирования, активируются миофибробласты, в субэпителиальном слое начинают активно развиваться коллагеновые волокна, которые приводят к ремоделированию стенки пищевода.
Пищевод с течением времени становится похож на хрящик, перестает быть эластичным, у пациентов развиваются стриктуры, которые в конечном итоге достигают размеров 3−4 миллиметра просвета пищевода.
На слайде представлены эндоскопические фотографии из 31-й городской клинической больницы. Пациент ‒ молодой пациент 23-х лет, у которого просвет пищевода сужен настолько, что даже детский эндоскоп не проходит через это сужение.
Больной вынужден есть только жидкую и полужидкую пищу.
К сожалению, эта ситуация уже необратима, поэтому не нужно доводить эозинофильный эзофагит до такого исхода. Нужно вовремя устанавливать диагноз, еще на стадии активного воспаления начинать противовоспалительную терапию для того, чтобы пациент в последующем мог вести долгую активную жизнь.
Если на эндоскопии сложно оценить масштаб трагедии, потому что врач видит только одну структуру, то рентгенологическое исследование пищевода с барием показывает, что сужение пищевода диффузно поражает весь пищевод.
Такое сужение у пациента может быть от проксимального до дистального отдела просвета пищевода.
В таком случае эндоскопическими вмешательствами, типа баллонной дилатации или бужирования, так легко не обойтись, то есть требуются многократные хирургические вмешательства, которые далеко не всегда безопасны на воспаленной стенке пищевода.
Как вовремя установить диагноз таким пациентам?
Есть несколько практических шагов. Первое — это клиническая картина: дисфагия, эпизоды вклинение пищи в пищевод у, как правило, молодого мужчины. Очень редко это бывают женщины.
Часто на первых порах, когда еще пищевод достаточно эластичен и заболевание еще не столь длительно, есть очень неспецифичные пищеводные симптомы: изжога, отрыжка, дисфагия, которые не дают понять причину, поэтому здесь очень важно эндоскопическое исследование пищевода.
На сегодняшний день описаны 5 ключевых эндоскопических признаков, но, к сожалению, они тоже не очень специфичны.
Важно! Главный признак, который ни с чем не спутать, ‒ это фиброзные кольца в пищеводе, которые не расправляются.
Стриктуры, которые суживают просвет пищевода до нескольких миллиметров, появляются на фиброзной стадии заболевания, до которой хорошо бы пациента не допустить, а установить ему диагноз на более ранних стадиях, когда видно просто отёк или продольные борозды в пищеводе, экссудат на поверхности слизистой оболочки.
Очень часто белёсый экссудат эндоскописты путают с грибковым эзофагитом. На самом деле это эозинофильный абсцесс ‒ скопление эозинофилов в поверхностных слоях многослойного плоского эпителия, что является показателем активности воспалительного процесса в пищеводе.
По данным публикации у 20−30% пациентов с уже установленным диагнозом «эозинофильный эзофагит» врач может не видеть вообще никаких эндоскопических изменений. На первых порах пищевод может выглядеть абсолютно нормально, иногда может быть небольшой отек.
Поэтому, если врач видит перед собой человека с дисфагией неясного генеза, без эндоскопических проявлений рака, дивертикулы, признаков ахалазии, но при этом у пациента дисфагия, по современным рекомендациям нужно взять биопсию из пищевода.
Биопсия должна быть множественной: 3 биоптата из проксимального отдела и 3 биоптата из дистального отдела или из проксимального или среднего.
Проксимальный или средний и дистальный отделы обязательно не менее 6 биоптатов. Если есть характерные эндоскопические признаки, то, безусловно, в этих случаях биопсия берется из наиболее измененных участков.
Что видит морфолог в этих биоптатах при эозинофильном эзофагите, чем это заболевание отличается от лимфоцитарного эзофагита, как лечить обе патологии, вы узнаете из видеолекции экспертов РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
2 комментария
Для оставления комментариев Вам необходимо авторизоваться