Инсульт - заболевание, которое молодеет с каждым годом. О том, какие современные и актуальные методики используются при ведении пациентов с инсультом в остром периоде, какую роль играет нейропротекция в реабилитации пациента рассказали Евгения Викторовна Екушева, д.м.н., профессор, зав. кафедрой нервных болезней и нейрореабилитации Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России и Иван Александрович Щукин, к.м.н., начальник отдела организационно-методического руководства НМИЦ неврологии, доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ИНН ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.
Проблема цереброваскулярной патологии заключается в том, что считается что инсульт — это прерогатива пациентов старшего, пожилого возраста, у которых много факторов риска.
Однако таких пациентов с инсультом становится меньше. 80% инсультов и инфарктов развиваются у людей с низким или умеренным профилем риска.
Инсульты — это уже не болезнь пожилого возраста. Еще в 2019 году было показано, что подавляющее количество пациентов с инсультом - лица младше 70 лет.
На фотографии выше представлены известные люди, которые имели деньги и власть, но все они умерли от инсульта: У.Черчилль Ф.Рузвельт и И.Сталин. Черчилль умер позже всех и сложно сказать почему, имея такое количество факторов риска, болезнь и смерть наступили так поздно (в 90 лет). Удовольствие от жизни, интересная работа, интерес жизни, счастливый брак - возможно, это те факторы, которые отсрочили наступление этого страшного события.
Огромное количество известных людей, которые либо перенесли, либо умерли после перенесенного инсульта. Они имели очень многие механизмы влияния, власть, деньги, известность, но это не спасло их от этого заболевания.

Инсульт занимает лидирующие места по смертности, инвалидности, тяжелой инвалидизации. Даже после адекватной нейрореабилитации до 50% пациентов продолжают оставаться либо умеренно, либо выраженно инвалидизированы.
Стоит обратить внимание на сдвиг заболеваемости, дезадаптации из-за инсульта: он все больше движется в сторону пациентов среднего и даже молодого возраста.
Есть определенное количество времени для того, чтобы осуществить определенные этапы реперфузии, а в дальнейшем этот пациент передается очень многим врачам. Хорошо, если бы врачи имели четкое совершенно понимание, не упускали важные детали истории болезни этого пациента.
Было доказано, что именно мозг обладает наибольшим восстановительным потенциалом. Все чаще обсуждается то, что необходимо не просто восстановить кровоток, но и сразу же начинать те или иные моменты по восстановлению вещества головного мозга.
Известно, что у нас много мишеней, на которые мы можем подействовать.
По своей сути инсульт является экспериментальной моделью для изучения очень многих патологических процессов. Изучение нейропластичности пошло именно с пациента с инсультом, и доказательство в 1991 году с помощью позитронно-иммуниционной томографии произошло также у пациента с инсультом.
Известно большое количество различных процессов, часть из них указана на рисунке выше, тем не менее далеко не всегда понятно, как на них подействовать.
Это новое развивающееся направление не только не только у пациентов с инсультом, но и у пациентов с поражением головного мозга.
Тема нейропротективной терапии, особенно последние 10 лет, очень активно стоит на повестке дня. Стоит напомнить, что это не обязательно фармакологическое воздействие, это может быть любая стратегия, которая может:
Если мы будем иметь такие инструменты и понимать, каким образом их использовать, это будет конечно на пользу не просто врачу, как профессионалу, но и сыграет решающую роль в отношении пациента с инсультом.
На рисунке выше представлен не полный перечень интереса нейропротективных стратегий в отношении пациента с инсультом. Растет число серьезных публикаций и задача врача начинать нейропротекцию уже буквально с первых суток.
Важно! Это не всегда возможно, но нужно понимать, что чем раньше мы восстановим кровоток, и прервем патологический каскад, который продолжается как по горизонтали, так и по вертикали, то тем большего эффекта добьемся в дальнейшем.
Число публикаций становится больше и больше. Летом 2025 года их суммарно около 35 тысяч.
На рисунке выше представлено то, какое количество процессов происходит в организме. Ученые разных стран в экспериментальных и клинических работах стараются воздействовать на это.
Тема восстановления любой поврежденной ткани, в первую очередь ткани, которая касается головного мозга, ведь обладает наибольшим потенциалом восстановления, идет еще середины XX века.
Тогда двое американских нейробиологов и нейрофизиологов, Пол Бах-и-Рита и Майкл Мерцених, доказали феномен нейропластичности, что нервные клетки восстанавливаются.
Пол Бах-и-Рита вместе со своим братом-психиатром попытались подобрать определенную реабилитационную программу для своего отца, который перенес инсульт, и так успешно, что он смог после перенесенного инсульта, после программы реабилитации вернуться к определенным занятиям альпинизмом. Конечно, не в том объёме, который был до этого, но тем не менее он оставался адаптирован после такой программы реабилитации.
Нейропластичность — это сложный процесс.
Важно! Уже известно, что не только нервные клетки, но и сосудистые русла, стволовые клетки и многие другие элементы восстанавливаются.
Однако мы не всегда понимаем, каким образом, в каком объеме можно подействовать и у какого пациента это будет лучше. Тем не менее, продолжают изучаться механизмы этих процессов, нейрогенезы, ангиогенезы, синаптогенезы.
За этим будущее не только у пациентов с инсультом, но и у пациентов с поражением нервной системы и головного и спинного мозга.
Инсульт с точки зрения поражения головного мозга является той моделью, которая имеет многообещающий потенциал.
Именно поэтому очень многие исследователи стараются изучать эти процессы у пациентов именно с инсультом.
Более подробно об исследованиях и изучениях нейропротекции, в т.ч. ишемического инсульта, а также современной медикаментозной терапии смотрите в видеолекции экспертов.