Тревога в общеклинической практике
Дата: 05.12.2024
Участники: Вероника Шишкова
О том, какую роль имеет тревога в нашей жизни, о статистических данных рассказала д.м.н., профессор кафедры нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО РГГУ.
В отношении психоэмоциональных состояний и очень тесно связанных с ними процессов когнитивного функционирования за последнее время стали пристально следить не только врачи-психиатры или психоневрологи, но и врачи-интернисты.
Связано это в основном с тем, что стали отмечать тесную взаимосвязь традиционных хронических неинфекционных заболеваний с такими состояниями, как: тревога, депрессия, состояние хронического стресса.
Актуальным вопросом является тот факт, насколько интернисты могут воздействовать на данные состояния, потому что известно, что развитие тревоги или депрессии значимо увеличивает риск развития, например, сердечно-сосудистых заболеваний или сахарного диабета.
В то же время развитие самих хронических неинфекционных заболеваний значимо ускоряет процессы формирования психоэмоциональных расстройств.
Актуальность темы тревоги в России
Все, что мы знаем о тревоге в нашей стране, мы знаем из единственного крупного эпидемиологического исследования СРФ, которое вот уже третье десятилетие проводится без перерыва в разных регионах России.
Вопросам распространенности непосредственно тревоги и депрессии были посвящены вторые циклы исследований СРФ, и на рисунке выше изображен уровень тревоги и депрессии, измеренный по госпитальной шкале HADS.
Столбики светлого-зеленого цвета показывают уровень тревожности у населения. Именно у населения, потому что это эпидемиологическое исследование, включенные в него лица не были госпитализированы, это не участники лечебного процесса ни в каком виде.
Это люди, которые проживали в определенных регионах или работали на определенных предприятиях, которые случайным образом были отобраны для участия в исследовании.
Этап, который проводился с 2011 по 2012 год, продемонстрировал значимое превышение уровня тревоги над депрессией.
По HADS здесь взят балл 8, а это означает, что сюда попадают и субклиническая, и клиническая тревога, и депрессия.
Женщины находятся в приоритете по уровню тревоги. У мужчин тревожность 35 процентов- достаточно высокий уровень. Всего в популяции получилось где-то тревоги 46 процентов и депрессии 25.
Распространенность выраженной тревоги
Особенно важным моментом являются клинические проявления. И вот как раз клиническая тревога и депрессия — это все, что по шкале HADS выше 11 баллов.
На диаграмме, представленной выше, в два раза меньше показатели, но тем не менее мы все равно видим ту же картину: у женщин тревога выше, чем у мужчин, а в популяции тревожность распространена больше, чем депрессия: 20% тревоги и 9% клинической депрессии.
Нужно помнить, что это были 2011−2012 год, когда в целом никаких особенных потрясений в стране и в мире не происходило. И фактически это своеобразный базовый уровень тревожности, от которого сегодня можно отталкиваться или отсчитывать его, как минимально возможный.
Потом появилась новая коронавирусная инфекция, когда уровень тревоги настолько был высокий, что оценивался специалистами по уровню 90 процентов.
Длительность наблюдения за пациентами, которые переносят такие тревожные ситуации, тоже очень интересна.
Лица, которые включены были в исследования СРФ, где-то в интервале от 8 до 10 лет были повторно опрошены или было выяснено их состояние или их жизненный статус.
Эти данные были недавно опубликованы. И у мужчин, и у женщин высокий уровень тревоги ассоциировался со смертностью.
Можно сказать, что по прошествии времени, около 10 лет, некоторые из этих пациентов, да, и некоторые из этих наблюдаемых, которые попали в первый цикл исследований СРФ, в результате каких-либо причин умерли.
Важно! Ситуация, когда точно ассоциируется связь выраженной тревоги и смерти человека - это действительно серьезные данные.
Уже в 2014 году, когда анализировался первый этап этих данных, было показано, что тревога тем выше, чем выше количество сопутствующей патологии.
То есть, если человек знал, что у него несколько хронических заболеваний, это ассоциировалось с более высоким уровнем тревожности. Это логично.
Уровень достатка тоже был связан с тревогой - чем ниже уровень достатка, тем тревожность была выше.
Негативные последствия тревоги
Конечно, результаты СРФ— это наблюдение за обычной популяцией, не за пациентами.
Но есть литературные данные, которые говорят о том, что фактически все, кто имели хоть какие-либо причины или хоть какие-либо заболевания, связанные с сердечно-сосудистой системой, и демонстрировали высокий уровень тревоги, в итоге дают высокий риск развития либо внезапной смерти, либо инфаркта миокарда.
Длительность данного наблюдения в США составила три десятилетия.
Тревога оказывает значимое воздействие не только на здоровых людей, но и на людей, имеющих хронические, особенно сердечно-сосудистые заболевания. Есть крупное исследование, которое было проведено в Московском кардиологическом научном центре.
Выявление тревожной симптоматики у пациентов уже с диагностированной, например, артериальной гипертензией или ишемической болезнью сердца.
Здесь интересные данные, потому что эти пациенты были частично амбулаторные, частично госпитализированные.
Около 50 процентов имели клинически выраженную симптоматику тревоги, уровень HADS более 11 баллов, и собственно субклиническую тревожную симптоматику, где HADS от 8 до 10 баллов.
Более подробно о роли тревоги в нашей жизни, о взаимосвязи с сердечно-сосудистыми заболеваниями, о ведении пациента с тревожностью смотрите в видеолекции эксперта.
Для оставления комментариев Вам необходимо авторизоваться