Эндотелий играет огромную роль, но при этом во многом мы не знаем конкретики. О том, какие роли на самом деле играет эндотелий, какие существуют методы оценки его состояния и воздействия на него, дискутировали Константин Михайлович Лебединский, д.м.н., профессор, Ионас Стасио Симутис, д.м.н. и Вячеслав Сергеевич Афончиков, к.м.н., зам. главного врача по АиР ГБУ СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе. Эксперты обсудили вопросы повреждения, старения эндотелия, а также тактики его лечения.
Каждый студент знает слово “эндотелий”. Ординатор, врач, врач-анестезиолог-реаниматолог - все его знают, но если спросить для чего он нужен, то, ответ будет примерно такой, какой известен из работ, например, 1865 года Гиса, или более “свежих” работ Флори 1945 году, того самого доктора Флори, который вместе с Чейном создал первый пенициллин.
Флори - австралийский патоморфолог, патофизиолог, который смог разглядеть и самое главное показать всё из чего так причудливо эта ткань состоит. Он шутливо называл её “целлофан”, обозначая так полупроницаемый барьер. Врач изучил органную составляющую клетки, мембрану, контакты, как представлено на рисунке ниже. Многими его фотографиями насыщены учебники.
Уже в 60-х годах двадцатого века он чётко говорит, что ему не хватает времени, чтобы сказать об эндотелии, не как о барьере. Таким образом уже тогда у него было понимание, что у эндотелия есть функции и барьерная - лишь малая из них.
В 1966−1967 Лафт описал структуру эндотелия гликокаликс.
Рост разрешающих возможностей микроскопии способствовал появлению новых открытий. Появились сканирующие электронные микроскопы, которые стали показывать 3D.
Важно! Ряд врачей воспринимают или воспринимали эндотелий и гликокаликс как две разные структуры, которые существуют чуть ли не обособленно друг от друга. Но это не так.
Для того, чтобы запомнить, что это не так, эксперт показывает рисунок ниже - малыша, его голову и волосы. Нельзя рассматривать одно без другого.
Если обратить внимание на работы 60-х годов, то гликокаликс уже видели, но еще не понимали его природы. В описаниях полагали, что это нити фибрина, которые откладываются на стенках сосудов, чтобы защитить его. Для тех лет это вполне понятное предположение, (хотя сейчас очевидно, что это не так) что фибриноген плазмы превращается в фибрин, покрывает стенки сосуда и тем самым его защищает.
Когда разобрались в химической природе этих волокон, конечно, поняли, что это не так - это гликозаминогликаны, это не белок, это полисахарид, полимер.
Такой оболочкой покрыто абсолютное большинство клеток со своей плазматической стороны, и лишь вот такое удивительное строение, связанное с необходимостью рецепции, защиты, транспорта и других функций свойственно для эндотелия.
Сегодня этот барьер очень подробно описан. И ученые со всего мира очень много сделали для того, чтобы, к примеру, описать капиллярную утечку, как на рисунке ниже.
Это целая большая проблема для интенсивной терапии. Это основной, ну или один из основополагающих морфологических вариантов формирования органной дисфункции. Он достаточно относительно легко модифицируемый, а значит, крайне интересный для большинства наших коллег.
Это та информация, которой не хватает для того, чтобы проводить рациональную инфузионную терапию. Это своеобразная сумеречная зона, потому что врачи могут измерить волемию, понимают гемодинамические показатели, отслеживают темп диуреза. Но предсказать баланс жидкостей между секторами обычно не могут.
Эндотелий - это путь транспорта лекарств.
Более 80% вообще всех лекарств, которые используются, должны либо найти свой рецептор на эндотелии, либо чтобы проникнуть через него дальше, через эндотелиальный слой, потому что относительно мало лекарств, которые действуют в самой плазме.
Поэтому от эндотелия зависит эффективность всех лекарств. Это особенно важно для анестезиологов, потому что если говорить об общей анестезии, то всё решает проницаемость через гематоэнцефалический барьер.
Важно! Если придумать идеальный анестетик, но он не будет проникать через гематоэнцефалический барьер, то работать он не будет.
На сегодняшний момент знания утечки обогатили и сделали эффективнее терапию.
На рисунке ниже представлено, как транспортируются клетки. Надо понимать, что эти молекулы, которые сначала притормаживают, заставляя крутиться, leukocyte rolling, раскручивают их. Это очень важно для иммунного ответа.
На мембране поверхность лейкоцита должна считывать иммунную информацию, чтобы отреагировать адекватно на “вторжение чужих”, если говорить так простым языком. И сначала надо их раскрутить, чтобы они покатились по эндотелию, а в нужных местах их надо затормозить. Все аббревиатуры, которые заканчиваются на CAM - это Cell Adhesion Molecules.
Они бывают:
И это приклеивание полезно до какого-то момента. Если это локальный процесс, то это, как правило, хорошо для организма. Если процесс становится системным, то это плохо, потому что это нарушение системной микроциркуляции. Это один из механизмов поддержания органной дисфункции.
Более подробно о функциях эндотелия, воздействии на органы человека, его старении, лечении эндотелиальной дисфункции смотрите в видеолекции экспертов.